Как избежать неудач с автоматической коробкой передач.

Как избежать неудач с автоматической коробкой передач.

Легковые автомобили с автоматической коробкой передач впервые появились на наших дальневосточных дорогах ещё на заре перестройки, а затем уже массово распространились на большую часть бывшего СССР. С тех пор в среде отечественных автомобилистов не утихают споры о том, какая трансмиссия лучше: механическая или автоматическая. Странный вопрос! Конечно же, автоматы вне конкуренции! — скажет любой владелец автомобиля с АКПП. Нет, это слишком дорого, неспортивно, ненадежно и неэкономично! – будет парировать сторонник «механики».

 Вместе с тем, в реальности далеко не все так однозначно. Каждый вид трансмиссии по своему хорош в различных дорожных условиях и при определенных стилях вождения. Попробуем разобраться, чем же хорош и одновременно, плох автомобиль, оснащенный автоматической коробкой передач? Для начала, немного истории. Массово, легковые автомобили, оснащенные коробкой с автоматическим переключением передач, появились в США в послевоенную эпоху начала 50-х. Как правило, это были массивные заднеприводные седаны. Они оснащались прожорливыми восьмицилиндровыми V-образными бензиновыми моторами, работавшими с трехступенчатыми гидромеханическими коробками передач. Такая компоновка получила широкое распространение в США. Большинство ведущих американских автогигантов производили автомобили для внутреннего рынка по такой «классической» схеме вплоть до конца 80-х годов прошлого века. Приблизительно, в эти же годы в СССР выпускались лимузины «ЗиМ», а позднее - экспортные модификации ГАЗ-21 «Волга» и городские автобусы Ликинского автобусного завода также оснащенные «гидромеханикой». В начале 70-х, во многих конструкторских бюро советских автозаводов велись экспериментальные работы по созданию автоматических коробок передач. Так, на АЗЛК в свое время была создана трехступенчатая гидротрансформаторная коробка передач для малолитражных автомобилей «Москвич». Агрегат ни в чем не уступал классической четырехступенчатой «коробке», но серийное производство по ряду причин освоено не было. Впоследствии, в СССР отказались от массового использования автомобилей с АКПП по причине отсутствия специализированной ремонтной базы, оборудования и дефицитных смазочных материалов.

Европейские автопроизводители оснащали автоматической трансмиссией только модели премиум-класса, а также модели, предназначенные для американского рынка. Подавляющее большинство малолитражных автомобилей европейских марок в основной комплектации были выпущены с механической коробкой передач. Среди малолитражек, оснащенных АКПП, выделяются японские модели. Именно японские автомобильные производители стали массово устанавливать автоматические коробки передач на автомобили с объемом двигателя до 2 литров. Начавшаяся в конце 60-х, тенденция сохраняется в Японии до сих пор.

Как работает автоматическая коробка передач? Виды АКПП.

Все автоматические коробки передач, независимо от количества электроники работают по одному принципу: крутящий момент от двигателя к первичному валу предается при помощи рабочей жидкости, крутящей реакторное колесо гидротрансформатора. Исключение составляет лишь роботизированная коробка передач DSG, которая по сути является механической трансмиссией с двухдисковым сцеплением. Передачи и сцепление в ней включаются при помощи соленоидов, управляемых процессором, отслеживающим угловые скорости колес и обороты двигателя.

Классический «автомат» представляет собой гидротрансформатор – устройство так называемого «жидкостного сцепления», работающего на основе передачи кинетической энергии жидкости на лопатки ротора, механически связанного с первичным валом. Гидронасос – также очень важный элемент АКПП. Он создает давление жидкости, при помощи которого переключаются передачи. Крутящий момент к ведущим колесам передается через планетарный механизм шестерен, которые перемещаются при помощи тяг и кулис, связанных с соленоидами или с клапанами, открывающимися при достижении определенного давления рабочей жидкости или электронной команды управляющего микропроцессора. Рабочая жидкость ATF (automatic transmission fluid) в автоматической коробке передач выполняет сразу несколько функций. Главное ее назначение – передача крутящего момента от двигателя. Кроме этого, при помощи рабочей жидкости создается давление в системе переключения передач. И наконец, как и в механической трансмиссии, жидкость предназначена для смазки вращающихся сопряженных деталей. При этом она отводит излишки тепла от всех узлов и деталей, для чего обычно в состав автоматической трансмиссии включен радиатор.

Сегодня наряду с «классическими» гидромеханическими коробками передач выпускается все большее число агрегатов, имеющих большее количество передач и альтернативных режимов. Автоконцерны Mercedes, BMW и Audi освоили серийное производство автомобилей, оснащенных 6 и 7-ми ступенчатыми автоматическими КПП. Большинство современных автомобилей премиум-класса оснащены АКПП, с положениями селектора, позволяющими кроме стандартных режимов переключать передачи водителю. В зависимости от производителя такие коробки передач называются секвентальными (от англ. sequential – последовательный), «типтроником» или «T-matic». Несмотря на название, эти агрегаты работают по принципу гидротрансформаторных. Разница между ними заключается лишь в возможности ступенчатого переключения передач. 

С конца 90-х годов концерн Honda запустил в производство бесступенчатую автоматическую трансмиссию вариаторного типа. В ее основе лежит механическое устройство – вариатор, состоящий из двух шкивов с изменяемой геометрией ручья и стального ремня, через который передается крутящий момент от двигателя. В зависимости от схождения или расхождения шкивов меняется передаточное число, соответственно увеличивая или уменьшая крутящий момент, который можно регулировать либо плавно, либо ступенчато. В остальном, вариаторная КПП практически ничем не отличается от гидромеханической.

Еще раз о преимуществах и недостатках АКПП.

Автомобили, имеющие автоматическую трансмиссию, за годы эксплуатации в нашей стране породили множество мифов. Так, например, миф о том, что «автомат» выходит из строя гораздо чаще «механики» порожден скорее незнанием особенностей или небрежным отношением к автомобилю. При соблюдении несложных правил эксплуатации автоматическая коробка передач способна прослужить свыше 150 000 км пробега и выше. Что касается преимуществ, то пожалуй, главным из них является более комфортабельное вождение, чем на автомобилях с «классической» коробкой передач. Водителю не нужно выжимать сцепление и следить за переключением передач. Все действия за него производит автоматика. Особенно это могут оценить новички, которым очень сложно дается трогание автомобиля на подъеме. Селектор автоматической коробки передач, включенный в любом положении, кроме «N» и «R» задействует режим работы, равнозначный включению передачи на автомобиле с МКПП, вместе с тем не позволяющий автомобилю откатиться назад или заглушить двигатель. Другими словами, если селектор поставлен в положение «D», автомобиль никогда не покатится назад как и в положении «R» вперед.

При движении в плотном городском потоке автоматическая трансмиссия намного удобнее механической. Водителю уже не приходится производить частые манипуляции с педалью сцепления и рычагом коробки передач, он может сконцентрировать свое внимание на дорожной обстановке. Если необходимо двигаться со слишком малой скоростью, то автоматическая коробка передач предпочтительнее, поскольку она не позволит двигателю заглохнуть на малых оборотах.

Более высокий расход топлива в настоящее время также является достаточно спорным аргументом. Безусловно, «автомат» вынужден расходовать большую мощность двигателя на потери в гидротрансформаторе и на работу гидронасоса. Затяжной алгоритм переключения передач также отражается не только на динамике разгона, но и на расходе топлива. Тем не менее, большинство современных автоматических коробок передач имеют режим «Eco», настроенный специально для оптимального расхода топлива. Большинство автомобилей с гидромеханическими коробками передач предыдущих поколений позволяют добиться оптимального расхода топлива, если практиковать плавный стиль езды и исключить резкие разгоны и торможения. Современные автоматические коробки передач последнего поколения имеют адаптивный режим работы. Это означает, что электронный блок управления выбирает режим в зависимости от действий водителя и его стиля вождения.

Среди многих автомобилистов бытует утверждение, что автомобиль с АКПП нельзя буксировать равно как и нельзя буксировать другие транспортные средства при помощи этого автомобиля. Отчасти, это так. Если осуществлять буксировку автомобиля с селектором, не установленным в положение «N», с большей вероятностью возможно повреждение элементов его трансмиссии. Равно как и буксировка прицепа или другого автомобиля при режиме «Overdrive» может привести к перегреву коробки передач и выходу ее из строя. К слову, в США на протяжении нескольких десятков лет буксируют прицепы-трейлеры автомобилями с АКПП. Главное, не подвергать агрегат чрезмерным перегрузкам.

Среди большого ряда преимуществ, словно ложку дегтя в бочке меда многие автомобилисты, пересаживаясь из автомобиля с механической трансмиссией в авто с АКПП, обращают внимание еще на один существенный его недостаток. На скользком дорожном покрытии сложнее управлять таким автомобилем, поскольку переключением его передач ведает электронный механизм, который увы, не может заменить водителя. Применить торможение двигателем или сохранить сцепление шин с покрытием при прохождении поворота или выполнении маневра при перестроении гораздо сложнее, чем на автомобиле с «механикой». Такие сложности могут возникать даже в ситуации с адаптивными АКПП или «типтроником», поскольку «последнее слово» за моментом переключения передачи все равно остается за блоком управления, а не за водителем. Вместе с тем, «автомат» работает с различными системами курсовой стабилизации (EBD, ESP и пр.), которые распределяют крутящий момент на колеса для сохранения траектории движения.

Как правильно эксплуатировать автомобиль с АКПП. Что можно и чего нельзя делать с «автоматом»?

Обычно, при эксплуатации автомобиля, имеющего автоматическую трансмиссию предъявляются почти те же требования и рекомендации, что и для автомобиля на «механике». Самое неприятное для автоматической коробки передач – это ее активация при движении автомобиля. Категорически не рекомендуется переводить селектор в режим «D» во время движения, а также включать задний ход при развороте, когда автомобиль движется вперед или назад по инерции. Все режимы обязательно следует включать только при полной остановке автомобиля. Это равносильно включению заднего хода на механической коробке передач при движении вперед. Среди других распространенных суждений, передающихся из поколение в поколение, существует мнение о том, что на АКПП нельзя буксовать. Дело в том, что АКПП не переносит классического режима «в раскачку». Быстрое переключение из положения «D» в положение «R» и обратно способно загубить фрикционы коробки передач за считанные минуты. Если вы застряли в грязи, на снежном или песчаном покрытии, лучше всего производить переключение через «нейтраль» с нажатием педали тормоза. Это предохранит «автомат» от износа или поломки. Если дорога очень «тяжелая», в зависимости от состояния покрытия обязательно следует использовать режимы «1», «2» и «L». На некоторых моделях существует «зимний» режим, который обозначается как «*» или «W». Это так называемые, тяговые режимы автоматической коробки передач. Именно их нужно использовать при преодолении дорог с плохим состоянием покрытия, а также при буксировке других транспортных средств. Перевод селектора в другой режим, кроме ручного переключения передач производится только на неподвижно стоящем автомобиле при нажатой педали тормоза.

Самые частые проблемы с АКПП случаются при попытке включения режима на движущемся автомобиле, либо попытке буксировки автомобиля методом гибкой или жесткой сцепки при включенном режиме парковки («P»), а также при включенном режиме, кроме нейтрального («N»). Этот режим схож с нейтральной передачей механической коробки передач, когда главная передача механически отсоединена от коробки передач. В таком положении буксировка автомобиля вполне допустима, при условии, что во время ее случайно не будет включен другой режим.

Если вам необходима буксировка загруженного прицепа или другого автомобиля, при помощи селектора следует выбрать тяговый режим, учитывая при этом интенсивность движения и состояние дорожного покрытия на данном участке дороги. Например, если вы буксируете автомобиль по неровной проселочной дороге с вязким грунтовым покрытием, целесообразно перевести «автомат» в режим «2» или «L».

При повышенных нагрузках на трансмиссию всегда следите за температурой и состоянием рабочей жидкости. На приборной панели некоторых автомобилей имеется лампа датчика перегрева жидкости в АКПП. Если загорелась сигнальная лампа датчика, необходимо остановиться, не заглушая двигателя переключить селектор в нейтральнее положение, отключив кондиционер и другие потребители, включить принудительное охлаждение (если имеется) до тех пор, пока не стабилизируется температура и не погаснет контрольная лампа.

В качестве профилактических мер необходимо регулярно проверять уровень и состояние жидкости в АКПП. В большинстве моделей для этого имеется щуп в подкапотном пространстве. Если жидкость темного цвета, в ней имеется металлическая стружка и другие твердые включения, необходима ее срочная замена и устранение причин их появления.